Самоанализ педагогической деятельности 2009 год |
Во Второй Тербунской школе я работаю 28 лет. За это время многое изменилось, хотя стены школы и осталось прежними. 28 лет назад в школе училось более 250 детей, сейчас осталось чуть более 160. Это в основном дети моих первых учеников, которым не повезло получить образование и устроиться в городе, но «повезло» жить в эпоху перемен. Нет работы, а если есть, то малооплачиваемая, многие выживают за счет своего хозяйства, торгуют в городе, дети предоставлены самим себе – мало читают, имеют слабое представление о, казалось бы, элементарных вещах, не все родители имеют время и желание отслеживать хотя бы выполнение ребёнком домашнего задания. Малое количество детей в классах только не поверхностный взгляд – благо. Действительно, с одной стороны, индивидуальная работа, которую требуют в больших школах, у нас практически на каждом уроке, но в результате дети привыкают, что с ними «нянчатся», не учатся самостоятельности, не умеют преодолевать возникающие трудности, знают, что учитель всегда рядом, всегда придет на помощь. С другой стороны, на каждом уроке каждый день все учителя спрашивают, невозможно отсидеться за чьей-нибудь «широкой спиной». Отсюда состояние постоянного напряжения, в котором человек, тем более ребенок, просто не может пребывать беспрерывно. И дети научились «отключаться». В маленьких классах мало и «звездочек», и они «нарасхват»: олимпиады по самым разным предметам, кружки, спортивные соревнования, конкурсы, художественная самодеятельность, музыкальная школа, вечера, работа в музее – все держится на одних и тех же ребятах. Иногда поражаешься: когда они все успевают. Это лишь малая часть трудностей, которые возникают в почти малокомплектной школе, но если закрыть маленькие школы, проблем будет куда больше. Выход не в укрупнении школ, в которых наши дети просто потеряются, а в поиске каких-то новых путей, новых решений. И здесь каждый учитель, пытается решить этот вопрос - как научить ребёнка? – по-своему. |
Интересны данные последних педагогических исследований: эффективность методов обучения в контексте отсроченного контроля.
Очевидно, что самыми эффективными являются такие методы обучения, которые предполагают различные формы работы по усвоению графических понятий. Я работаю по учебнику Виноградова. Также использую различные рабочие тетради по черчению Итак, ребёнок «услышал», «увидел», «записал», «начертил», а результата опять нет! В чём же дело? Дело в том, что глагол «учиться» является возвратным, «учить-ся», то есть «учить себя». Если ребёнок не хочет себя учить, то заставить его трудно. Здесь мы сталкиваемся с понятием «мотивация», с уровнем сформированности мотивов обучения. В 2007 году в нашей школе провели анкетирование учащихся. Результаты анкетирования учащихся в 2010 году
Как повысить мотивацию учащихся к обучению? Чтобы побудить ребёнка к учению, то есть мотивировать его, сначала нужно изучить его психологические, физические, умственные способности, нужно учитывать его потребности, определяющие мотивы его поведения. Не приводя точных научных формулировок, достаточно отметить, что мотив поведения - это внутреннее побуждение человека к действию. Формирование мотива поведения и есть процесс мотивации. Стимулирование школьника к учёбе представляет собой весьма сложный процесс управления его деятельностью. Решаются две основные задачи: «1) создание условий для актуализации наличного ментального опыта конкретного ребёнка (учёт предпочитаемых способов кодирования информации, наличных когнитивных схем, особенностей имеющейся базы знаний, уровня сформированности житейских и научных понятий, индивидуального интеллектуального темпа, резервов обучаемости, доминирующего познавательного стиля и т.д.); 2) создание условий для усложнения, обогащения и наращивания индивидуального ментального опыта этого ребенка в максимально возможных пределах…» Когда ребенок непосредственно работает с учебником, сам текст которого отвечает за усвоение учебного материала. Кроме того, расширяется сфера учебной деятельности ребенка, так как он обучается не только на уроке, но и дома. Наконец, такой учебник выступает для ребёнка своего рода интеллектуальной нишей, которая даёт ему шанс на личную интеллектуальную жизнь, независимо от личности учителя. «На протяжении начального и среднего звена, - пишут авторы «обогащающей модели», - должно осуществляться интеллектуальное воспитание всех детей в рамках внутренней дифференциации на основе принципа индивидуализации обучения.» Это и происходит при работе с текстом. В первую очередь речь здесь идёт об учете индивидуальных познавательных стилей. При организации текстов учебных пособий принимались во внимание индивидуально-своеобразные способы кодирования и переработки информации (в частности, действенный, визуальный, словесно-аналитический, ассоциативно-эмоциональный познавательные стили), индивидуально-своеобразные способы постановки и решения проблем (в частности, исполнительский и исследовательский познавательные стили) и, наконец, индивидуально-своеобразные способы познавательного отношения к миру, учитывая при этом мировоззренческие функции математического знания (в частности, эмпирико-практический, теоретико-обобщающий и интуитивно-метафорический познавательные стили). После того, как дети самостоятельно прочитали главу дома, мы обсуждаем тему урока в классе, причём ребята дополняют друг друга, ведь каждый подметил что-то своё, близкое своему познавательному стилю. Услышав от одноклассников другой аспект проблемы, ребёнок расширяет круг познавательных стилей. Получается, что на уроке дети учат друг друга. Нужно сказать, что детям нравится работать с этими учебными текстами, многие даже читают «вперёд». И как приятно бывает услышать об этом учителю не только от сильного ученика, но и от «скромного троечника». А если ребёнок заболел, он может самостоятельно поработать с книгой, чтобы не отстать от класса. Созданию хорошей продуктивной мотивационной атмосферы в классе помогают психологические практикумы, содержащиеся в учебниках, позволяющие формировать и обогащать метакогнитивный опыт ребёнка. Здесь ребята учатся понимать не только «как» происходит процесс познания, но и понимать «какой Я». Например, при обсуждении вопроса о том, что полезно научиться думать с помощью образов, поскольку образы – это помощники мысли, мы рисуем портреты слов «тайна», «почва», «доброта». Мотивация школьников в процессе обучения идёт и с помощью посильных заданий, когда после изучения теоретического материала мы выходим на решение практикумов. Дети любят такие уроки, т.к. могут самостоятельно в меру своих сил и предпочтений выбирать задания, которые дают возможность учащимся: «- работать с информацией, представленной и в словесной, и в визуальной, и в предметно-практической формах; - использовать разные способы переработки информации — аналитический или синтетический, индуктивный или дедуктивный; выбирать свой путь в процессе освоения понятий — на уровне практических действий, логического обоснования, эмоционально-метафорических оценок и т.д.; -формулировать и решать проблемы алгоритмически или эвристически, на уровне исполнителя или исследователя и т.д.; - реализовывать свое отношение к миру — рациональное или интуитивное, прагматическое или идеалистическое и т.д.; - работать в разном темпе и с разным объемом учебного материала; - оценивать и выбирать наиболее подходящий для себя вариант тренировочных и контролирующих заданий (с учетом степени их сложности, привлекательности формы их предъявления и т.п.)». Чтобы сказать ещё об одном аспекте мотивации учащихся, обратимся к исследованиям Вершинина Б.И. об устройстве мозга человека: «Как показывают результаты исследований расщепленного мозга, левое полушарие обладает способностью перерабатывать информацию аналитически и последовательно, правое – одновременно и целостно. Иными словами, правое полушарие на основе своих ощущений воспринимает внешние образы целиком и одновременно, но будучи немым, не может передать всю их сложность и многозначность, а левое, ответственное за язык и речь, не видя всего многообразия целиком, не может использовать свои аналитические способности. И только при совместной работе полушарий проявляются поразительная приспособляемость человека и его необыкновенная способность к решению различных задач». Итак, мы видим, что самые прочные знания – это знания, эмоционально окрашенные. В этом плане могут оказаться полезными для формирования мотивации творческие задания. В 2009-2010 г.г. в нашей школе проводилось анкетирование учащихся в ходе подготовки к педсовету по теме «Современный урок глазами учителя и ученика». Причём, привожу данные по самому сложному в плане мотивации классу. Тем не менее 100% учащихся считают черчение необходимым предметом. Среди причин такого решения 50% указывают на понимание того, что эти предметы пригодятся для поступления в вуз, техникум, что они будут необходимы в будущей профессии. Черчение считают интересным предметом 89% учащихся. Среди причин называют следующие: - интересно, потому что этот предмет творческий и вырабатывает пространственное представление. - интересно на уроках и дома выполнять задания– 19%; - интересно узнавать о новых фактах – 13%. И, наконец, 25% учеников указали черчение самым значимым для себя предметом. Будем надеяться, что черчение действительно поможет ребятам в их будущей жизни и интерес к учёбе будет только возрастать. |
Основное в моей работеТема по самообразованию: Разработка методики обучения черчения с помощью компьютерной программы «KOMPAS-3D LT» Цели обучения:
Основные принципы преподавания черчения:
Триединая задача любого урока: Образовательная, воспитывающая, развивающая. Педагогические технологии:
Используемые типы уроков:
Внеклассная работа по предмету:
|