Самоанализ педагогической деятельности 2009 год

  Во Второй Тербунской школе я работаю 28 лет. За это время многое изменилось, хотя стены школы и осталось прежними. 28 лет назад в школе училось более 250 детей, сейчас осталось чуть более 160. Это в основном дети моих первых учеников, которым не повезло получить образование и устроиться в городе, но «повезло» жить в эпоху перемен.  Нет работы, а если есть, то малооплачиваемая, многие выживают за счет своего хозяйства, торгуют в городе, дети предоставлены самим себе – мало читают, имеют слабое представление о, казалось бы, элементарных вещах, не все родители имеют время и желание отслеживать хотя бы выполнение ребёнком домашнего задания.

Малое количество детей в классах только не поверхностный взгляд – благо.  Действительно, с одной стороны, индивидуальная работа, которую требуют в больших школах, у нас практически на каждом уроке, но в результате дети привыкают, что с ними «нянчатся», не учатся самостоятельности, не умеют преодолевать возникающие трудности, знают, что учитель всегда рядом, всегда придет на помощь.

С другой стороны, на каждом уроке каждый день все учителя спрашивают, невозможно отсидеться за чьей-нибудь «широкой спиной». Отсюда состояние постоянного напряжения, в котором человек, тем более ребенок, просто не может пребывать беспрерывно. И дети научились «отключаться».

В маленьких классах мало и «звездочек», и они «нарасхват»: олимпиады по самым разным предметам, кружки, спортивные соревнования, конкурсы, художественная самодеятельность, музыкальная школа, вечера, работа в музее – все держится на одних и тех же ребятах.  Иногда поражаешься: когда они все успевают.

Это лишь малая часть трудностей, которые возникают в почти малокомплектной школе, но если закрыть маленькие школы, проблем будет куда больше. Выход не в укрупнении школ, в которых наши дети просто потеряются, а в поиске каких-то новых путей, новых решений. И здесь каждый учитель, пытается решить этот вопрос - как научить ребёнка? –  по-своему.

  Интересны данные последних педагогических исследований: эффективность методов обучения в контексте отсроченного контроля.

 

Способ подачи материала

Через 3 часа

Через 3 дня

Через год

1)  Лекция-рассказ

70%

10%

3%

2)  Показ-шоу

72%

20%

13%

3)  Лекция + показ

85%

65%

33%

4)  Рассказ + показ + практика

98%

95%

75%

 

 

 

 

 Очевидно, что самыми эффективными являются такие методы обучения, которые предполагают различные формы работы по усвоению графических понятий. Я работаю по учебнику Виноградова. Также использую различные рабочие тетради по черчению

 Итак, ребёнок «услышал», «увидел», «записал», «начертил», а результата опять нет! В чём же дело?

    Дело в том, что глагол «учиться» является возвратным, «учить-ся», то есть «учить себя». Если ребёнок не хочет себя учить, то заставить его трудно. Здесь мы сталкиваемся с понятием «мотивация», с уровнем сформированности мотивов обучения. В 2007 году в нашей школе провели анкетирование учащихся.

Результаты анкетирования учащихся в 2010 году

 

Уровень познавательной направленности

% учащихся

Высокий

20%

Близкий к высокому

15%

Средний

30%

Низкий

35%

Как повысить мотивацию учащихся к обучению? Чтобы побудить ребёнка к учению, то есть мотивировать его, сначала нужно изучить его психологические, физические, умственные способности, нужно учитывать его потребности, определяющие мотивы его поведения. Не приводя точных научных формулировок, достаточно отметить, что мотив поведения - это внутреннее побуждение человека к действию. Формирование мотива поведения и есть процесс мотивации.

Стимулирование школьника к учёбе представляет собой весьма сложный процесс управления его деятельностью. Решаются две основные задачи:

«1) создание условий для актуализации наличного ментального опыта конкретного ребёнка (учёт предпочитаемых способов кодирования информации, наличных когнитивных схем, особенностей имеющейся базы знаний, уровня сформированности житейских и научных понятий, ин­дивидуального интеллектуального темпа, резервов обучаемос­ти, доминирующего познавательного стиля и т.д.);

2) создание условий для усложнения, обогащения и на­ращивания индивидуального ментального опыта этого ребен­ка в максимально возможных пределах…»

            Когда ребенок непосредственно работает с учебником, сам текст которого отвечает за усвоение учебного материала. Кроме того, расширяется сфера учебной деятельности ребенка, так как он обучается не только на уроке, но и дома. Наконец, такой учебник выступает для ребёнка своего рода интеллектуальной нишей, которая даёт ему шанс на личную интеллектуальную жизнь, независимо от личности учителя.

  «На протяжении начального и среднего звена, - пишут авторы «обогащающей модели», - должно осуществляться интеллектуальное воспитание всех детей в рамках внутренней дифференциации на основе принципа индивидуализации обучения.» Это и происходит при работе с текстом. В первую очередь речь здесь идёт об учете индивиду­альных познавательных стилей. При организации текстов учебных пособий принимались во внимание индивидуально-своеобразные способы кодирования и переработки информации (в частности, действенный, визуальный, словесно-аналитический, ассоциативно-эмоциональный познавательные стили), индивидуально-своеобразные способы постановки и решения проблем (в част­ности, исполнительский и исследовательский познавательные сти­ли) и, наконец, индивидуально-своеобразные способы познава­тельного отношения к миру, учитывая при этом мировоззренче­ские функции математического знания (в частности, эмпирико-практический, теоретико-обобщающий и интуитивно-метафоричес­кий познавательные стили).

После того, как дети самостоятельно прочитали главу дома, мы обсуждаем тему урока в классе, причём ребята дополняют друг друга, ведь каждый подметил что-то своё, близкое своему познавательному стилю. Услышав от одноклассников другой аспект проблемы, ребёнок расширяет круг познавательных стилей. Получается, что на уроке дети учат друг друга.

Нужно сказать, что детям нравится работать с этими учебными текстами, многие даже читают «вперёд». И как приятно бывает услышать об этом учителю не только от сильного ученика, но и от «скромного троечника». А если ребёнок заболел, он может самостоятельно поработать с книгой, чтобы не отстать от класса.

Созданию хорошей продуктивной мотивационной атмосферы в классе помогают психологические практикумы, содержащиеся в учебниках, позволяющие формировать и обогащать метакогнитивный опыт ребёнка. Здесь ребята учатся понимать не только «как» происходит процесс познания, но и понимать «какой Я». Например, при обсуждении вопроса о том, что полезно научиться думать с помощью образов, поскольку образы – это помощники мысли, мы рисуем портреты слов «тайна», «почва», «доброта».

Мотивация школьников в процессе обучения идёт и с помощью посильных заданий, когда после изучения теоретического материала мы выходим на решение практикумов. Дети любят такие уроки, т.к. могут самостоятельно в меру своих сил и предпочтений выбирать задания, которые дают возможность учащимся:

«- работать с информацией, представленной и в сло­весной, и в визуальной, и в предметно-практической формах;

- использовать разные способы переработки инфор­мации — аналитический или синтетический, индук­тивный или дедуктивный; выбирать свой путь в про­цессе освоения понятий — на уровне практических действий, логического обоснования, эмоционально-метафорических оценок и т.д.;

-формулировать и решать проблемы алгоритмически или эвристически, на уровне исполнителя или иссле­дователя и т.д.;

- реализовывать свое отношение к миру — рациональ­ное или интуитивное, прагматическое или идеалисти­ческое и т.д.;

-  работать в разном темпе и с разным объемом учеб­ного материала;

- оценивать и выбирать наиболее подходящий для се­бя вариант тренировочных и контролирующих зада­ний (с учетом степени их сложности, привлекатель­ности формы их предъявления и т.п.)».

Чтобы сказать ещё об одном аспекте мотивации учащихся,  обратимся к исследованиям Вершинина Б.И. об устройстве мозга человека: «Как показывают результаты исследований расщепленного мозга, левое полушарие обладает способностью перерабатывать информацию аналитически и последовательно, правое – одновременно и целостно. Иными словами, правое полушарие на основе своих ощущений воспринимает внешние образы целиком и одновременно, но будучи немым, не может передать всю их сложность и многозначность, а левое, ответственное за язык и речь, не видя всего многообразия целиком, не может использовать свои аналитические способности. И только при совместной работе полушарий проявляются поразительная приспособляемость человека и его необыкновенная способность к решению различных задач».

Итак, мы видим, что самые прочные знания – это знания, эмоционально окрашенные. В этом плане могут оказаться полезными для формирования мотивации творческие задания.

В 2009-2010 г.г. в нашей школе проводилось анкетирование учащихся в ходе подготовки к педсовету по теме «Современный урок глазами учителя и ученика». Причём, привожу данные по самому сложному в плане мотивации классу. Тем не менее 100% учащихся считают черчение необходимым предметом. Среди причин такого решения 50% указывают на понимание того, что эти предметы пригодятся для поступления в вуз, техникум, что они будут необходимы в будущей профессии. Черчение считают интересным предметом 89% учащихся. Среди причин называют следующие:

- интересно, потому что этот предмет творческий и вырабатывает пространственное представление.

- интересно на уроках и дома выполнять задания– 19%;

- интересно узнавать о новых фактах – 13%.

И, наконец, 25% учеников указали черчение самым значимым для себя предметом. Будем надеяться, что черчение действительно поможет ребятам в их будущей жизни и интерес к учёбе будет только возрастать.

Основное в моей работе

Тема по самообразованию: Разработка методики обучения черчения с помощью компьютерной программы «KOMPAS-3D LT»

 Цели обучения:

  1.  формирование пространственного стиля мышления учащихся, необходимого в современном обществе;
  2.  достижение всеми учащимися обязательного уровня обученности и продвижение их по уровню возможностей в силу индивидуальных способностей;
  3. повышение графической культуры учащихся;
  4. воспитание грамотной, образованной личности;
  5.  развитие психических функций учащихся.

Основные принципы преподавания черчения:

  1.  Дифференциация преподавания с учётом познавательных стилей учащихся;
  2.  Гуманизация преподавания, личностно-ориентированное обучение.

 Триединая задача любого урока:

Образовательная, воспитывающая, развивающая.

 Педагогические технологии:

  1.  «Обогащающая модель» обучения;
  2.  деятельностный подход на уроках математики;
  3.  проблемное обучение.
  4.  использование информационно-компьютерных технологий на уроках черчения.

 Используемые типы уроков:

  1.  уроки изучения нового материала;
  2.  урок закрепления и формирования знаний, умений, навыков (обучающие самостоятельные работы, графические работы, практические работы);
  3.  урок систематизации знаний;
  4.  комбинированный урок;
  5.  урок контроля знаний;
  6.  нетрадиционные уроки (урок-праздник, урок-соревнование, урок-ярмарка, урок-аукцион).

 Внеклассная работа по предмету:

  1.  Творческие работы учащихся по предмету;
  2.  Сообщения, доклады, компьютерные презентации учащихся;
  3. Участие в олимпиадах.

© В.Н. Моргачев

Конструктор сайтов - uCoz