Интересны данные последних педагогических исследований: эффективность методов обучения в контексте отсроченного контроля.
Способ подачи материала | Через 3 часа | Через 3 дня | Через год |
1) Лекция-рассказ | 70% | 10% | 3% |
2) Показ-шоу | 72% | 20% | 13% |
3) Лекция + показ | 85% | 65% | 33% |
4) Рассказ + показ + практика | 98% | 95% | 75% |
Очевидно, что самыми эффективными являются такие методы обучения, которые предполагают различные формы работы по усвоению графических понятий. Я работаю по учебнику Виноградова. Также использую различные рабочие тетради по черчению
Итак, ребёнок «услышал», «увидел», «записал», «начертил», а результата опять нет! В чём же дело?
Дело в том, что глагол «учиться» является возвратным, «учить-ся», то есть «учить себя». Если ребёнок не хочет себя учить, то заставить его трудно. Здесь мы сталкиваемся с понятием «мотивация», с уровнем сформированности мотивов обучения. В 2007 году в нашей школе провели анкетирование учащихся.
Результаты анкетирования учащихся в 2010 году
Уровень познавательной направленности | % учащихся |
Высокий | 20% |
Близкий к высокому | 15% |
Средний | 30% |
Низкий | 35% |
Как повысить мотивацию учащихся к обучению? Чтобы побудить ребёнка к учению, то есть мотивировать его, сначала нужно изучить его психологические, физические, умственные способности, нужно учитывать его потребности, определяющие мотивы его поведения. Не приводя точных научных формулировок, достаточно отметить, что мотив поведения - это внутреннее побуждение человека к действию. Формирование мотива поведения и есть процесс мотивации.
Стимулирование школьника к учёбе представляет собой весьма сложный процесс управления его деятельностью. Решаются две основные задачи:
«1) создание условий для актуализации наличного ментального опыта конкретного ребёнка (учёт предпочитаемых способов кодирования информации, наличных когнитивных схем, особенностей имеющейся базы знаний, уровня сформированности житейских и научных понятий, индивидуального интеллектуального темпа, резервов обучаемости, доминирующего познавательного стиля и т.д.);
2) создание условий для усложнения, обогащения и наращивания индивидуального ментального опыта этого ребенка в максимально возможных пределах…»
Когда ребенок непосредственно работает с учебником, сам текст которого отвечает за усвоение учебного материала. Кроме того, расширяется сфера учебной деятельности ребенка, так как он обучается не только на уроке, но и дома. Наконец, такой учебник выступает для ребёнка своего рода интеллектуальной нишей, которая даёт ему шанс на личную интеллектуальную жизнь, независимо от личности учителя.
«На протяжении начального и среднего звена, - пишут авторы «обогащающей модели», - должно осуществляться интеллектуальное воспитание всех детей в рамках внутренней дифференциации на основе принципа индивидуализации обучения.» Это и происходит при работе с текстом. В первую очередь речь здесь идёт об учете индивидуальных познавательных стилей. При организации текстов учебных пособий принимались во внимание индивидуально-своеобразные способы кодирования и переработки информации (в частности, действенный, визуальный, словесно-аналитический, ассоциативно-эмоциональный познавательные стили), индивидуально-своеобразные способы постановки и решения проблем (в частности, исполнительский и исследовательский познавательные стили) и, наконец, индивидуально-своеобразные способы познавательного отношения к миру, учитывая при этом мировоззренческие функции математического знания (в частности, эмпирико-практический, теоретико-обобщающий и интуитивно-метафорический познавательные стили).
После того, как дети самостоятельно прочитали главу дома, мы обсуждаем тему урока в классе, причём ребята дополняют друг друга, ведь каждый подметил что-то своё, близкое своему познавательному стилю. Услышав от одноклассников другой аспект проблемы, ребёнок расширяет круг познавательных стилей. Получается, что на уроке дети учат друг друга.
Нужно сказать, что детям нравится работать с этими учебными текстами, многие даже читают «вперёд». И как приятно бывает услышать об этом учителю не только от сильного ученика, но и от «скромного троечника». А если ребёнок заболел, он может самостоятельно поработать с книгой, чтобы не отстать от класса.
Созданию хорошей продуктивной мотивационной атмосферы в классе помогают психологические практикумы, содержащиеся в учебниках, позволяющие формировать и обогащать метакогнитивный опыт ребёнка. Здесь ребята учатся понимать не только «как» происходит процесс познания, но и понимать «какой Я». Например, при обсуждении вопроса о том, что полезно научиться думать с помощью образов, поскольку образы – это помощники мысли, мы рисуем портреты слов «тайна», «почва», «доброта».
Мотивация школьников в процессе обучения идёт и с помощью посильных заданий, когда после изучения теоретического материала мы выходим на решение практикумов. Дети любят такие уроки, т.к. могут самостоятельно в меру своих сил и предпочтений выбирать задания, которые дают возможность учащимся:
«- работать с информацией, представленной и в словесной, и в визуальной, и в предметно-практической формах;
- использовать разные способы переработки информации — аналитический или синтетический, индуктивный или дедуктивный; выбирать свой путь в процессе освоения понятий — на уровне практических действий, логического обоснования, эмоционально-метафорических оценок и т.д.;
-формулировать и решать проблемы алгоритмически или эвристически, на уровне исполнителя или исследователя и т.д.;
- реализовывать свое отношение к миру — рациональное или интуитивное, прагматическое или идеалистическое и т.д.;
- работать в разном темпе и с разным объемом учебного материала;
- оценивать и выбирать наиболее подходящий для себя вариант тренировочных и контролирующих заданий (с учетом степени их сложности, привлекательности формы их предъявления и т.п.)».
Чтобы сказать ещё об одном аспекте мотивации учащихся, обратимся к исследованиям Вершинина Б.И. об устройстве мозга человека: «Как показывают результаты исследований расщепленного мозга, левое полушарие обладает способностью перерабатывать информацию аналитически и последовательно, правое – одновременно и целостно. Иными словами, правое полушарие на основе своих ощущений воспринимает внешние образы целиком и одновременно, но будучи немым, не может передать всю их сложность и многозначность, а левое, ответственное за язык и речь, не видя всего многообразия целиком, не может использовать свои аналитические способности. И только при совместной работе полушарий проявляются поразительная приспособляемость человека и его необыкновенная способность к решению различных задач».
Итак, мы видим, что самые прочные знания – это знания, эмоционально окрашенные. В этом плане могут оказаться полезными для формирования мотивации творческие задания.
В 2009-2010 г.г. в нашей школе проводилось анкетирование учащихся в ходе подготовки к педсовету по теме «Современный урок глазами учителя и ученика». Причём, привожу данные по самому сложному в плане мотивации классу. Тем не менее 100% учащихся считают черчение необходимым предметом. Среди причин такого решения 50% указывают на понимание того, что эти предметы пригодятся для поступления в вуз, техникум, что они будут необходимы в будущей профессии. Черчение считают интересным предметом 89% учащихся. Среди причин называют следующие:
- интересно, потому что этот предмет творческий и вырабатывает пространственное представление.
- интересно на уроках и дома выполнять задания– 19%;
- интересно узнавать о новых фактах – 13%.
И, наконец, 25% учеников указали черчение самым значимым для себя предметом. Будем надеяться, что черчение действительно поможет ребятам в их будущей жизни и интерес к учёбе будет только возрастать.